Организуя процессы поддержки своих бизнес-моделей операторы мобильной связи все в большей степени полагаются на использование искусственного интеллекта (ИИ). Умные алгоритмы ИИ способны проектировать сети, повышать уровень обслуживания клиентов, упорядочивать и автоматизировать бизнес-процессы, а также оптимизировать сетевую инфраструктуру.

Приложения на базе искусственного интеллекта становятся ключевым фактором роста инноваций в телекоммуникационной отрасли, в особенности по мере ее перехода к виртуализированным сетям 5G. Наряду с оптоволоконной инфраструктурой, 5G призвана ускорить оцифровку промышленных услуг и процессов, обеспечивая быстрое распространение Интернет-систем управления приборами (IoT).

 

По сведениям Международного центра данных, 63,5% телекоммуникационных компаний активно внедряют ИИ с мыслью о повышении качества сетевых операций. Более того, помогая операторам оптимизировать и определять сетевой трафик, алгоритмы ИИ могут способствовать усилению кибербезопасности. Использование ИИ в системах мониторинга обеспечивает автоматическое перенаправление трафика.

 

Кроме того, возможность прогнозирования отклонений в сети позволяет оперативным группам выполнять диагностическое обслуживание, решая проблемы до их возникновения. Приложения ИИ помогают предотвращать сбои отдельных устройств и систем, моделируя будущее на основании исторических данных. Инвестирование в решения на базе ИИ, обеспечивающие мониторинг износа и прогнозирование потенциальных точек, отказа дает очевидные финансовые преимущества.

 

ИИ и НЛП (нейро-лингвистическое программирование) также могут применяться для анализа сообщений, отправленных клиентами в информационно-справочные службы, и отметок, внесенных агентами таких служб, тем самым способствуя повышению качества обслуживания клиентов.

 

Рост энергоэффективности сети – еще одно преимущество применения ИИ. Согласно исследованию, проведенному Nokia и GSMA Intelligence, подавляющее большинство телекомов рассматривают эффективность энергопользования в качестве ключевой движущей силы сетевой трансформации. При этом, по словам респондентов, они все еще находятся на ранней стадии планирования и тестирования ИИ в области рационального энергопользования. В то же время около половины участников опроса заявили, что в ближайшие два года, когда энергетические решения на базе ИИ станут более доступными, ожидаемая экономия энергии может достигнуть 10-20%.

 

Краткий обзор потенциала приложений ИИ в телекоммуникациях

  • предотвращение сбоев устройств и систем (диагностическое обслуживание)
  • оптимизация проектирования и эксплуатации сетей
  • персонализированное цифровое взаимодействие с клиентом
  •  разработка услуг
  • виртуальные помощники и чат-боты
  • аналитика мобильных данных
  • совершенствование биллинговых систем
  • повышение эффективности распределения ресурсов
  • оптимизация продаж в режиме взаимодействия с корпоративными клиентами
  • повышение кибербезопасности, включая обнаружение и предотвращение кибермошенничества
  • повышение энергоэффективности
  • автоматизация бизнес-процессов
  • роботизированная автоматизация процессов.

 

Непростое плавание

Внедрение ИИ в телекоммуникационных компаниях не обходится без проблем, к которым можно отнести недостаточную структурированность и неполноту данных или потребность в дополнительных технических знаниях и найме специалистов по искусственному интеллекту. Еще одна трудность связана с технической интеграцией проектов ИИ.

 

Существуют и определенные риски. Системы искусственного интеллекта опираются на большие объемы данных, зачастую касающихся частных лиц, что связано с необходимостью обеспечения ответственного применения алгоритмов ИИ и защиты основных прав человека.

 

Принимая во внимание вышесказанное, группа операторов мобильной связи во взаимодействии с Ассоциацией GSMA разработала Кодекс этики искусственного интеллекта, определяющий принципы этичного использования ИИ. Кроме того, GSMA и Европейская ассоциация операторов телекоммуникационных сетей (ETNO) одобрили инициативу Европейской комиссии по вопросу регулирования ИИ.

 

Стремительное развитие ИИ на телекоммуникационном рынке отражает растущее значение этой технологии для отрасли в целом. Операторы сетей, которые откажутся от использования механизмов искусственного интеллекта, могут столкнуться с проблемами обеспечения эффективной обработки информации и анализа данных в режиме реального времени, а также принятия масштабных деловых и технических решений в виртуализированных цифровых сетях нового поколения.