По мнению экспертов ABI Research, точную роль публичного облака в формировании будущей телекоммуникационной системы еще только предстоит определить. Однако сетевые операторы понимают, что для решения ключевых проблем телеком-компаниям уже сейчас необходим совершенно новый подход к планированию и проектированию телекоммуникационного облака, к построению, поддержанию и предоставлению сети нового поколения.

Современные операторы связи стремятся автоматизировать и преобразовать свою сетевую инфраструктуру и выстроить телекоммуникационное облако с учетом возможности привлечения новых потоков доходов. Такая трансформация обусловлена целым рядом факторов: ростом спроса на пользовательские данные, непрерывно растущей сложностью сетей, необходимостью снижения эксплуатационных расходов и увеличением количества B2B-решений, связанных с развертыванием сетей 5G.

 

По прогнозам аналитического отчета ABI Research «Публичные облачные платформы в телекоммуникационном секторе», доходы от телекоммуникационного облака в секторе связи вырастут с 8,7 млрд долларов в 2020 г. до 29,3 млрд долларов в 2025 г., при этом совокупный темп годового роста составит порядка 27%. Рост доходов от облачных вычислений в телекоммуникациях, в первую очередь, будет связан с инвестициями в облачную инфраструктуру в сфере виртуальных сетевых функций (VNF, virtual network functions), управления и сетевой оркестровки (MANO, Management and Network Orchestration) и собственно облачных операций. По данным ABI Research, ключевыми рынками станут Северная Америка (10 млрд долларов), Европа (8,2 млрд долларов) и Азиатско-Тихоокеанский регион (9,1 млрд долларов).

 

Низкая стоимость владения, небольшие риски развертывания (а порой полное их отсутствие), повышение бизнес-гибкости и инновационности – лишь некоторые из ключевых факторов, стимулирующих развитие облачных мощностей в телекоммуникационном секторе.

 

Телеком-операторы все чаще делают ставку на сотрудничество с провайдерами публичного облака, что позволяет воспользоваться вычислительной мощностью и значительными сетевыми возможностями последних. Удобный и относительно недорогой доступ к вычислительным ресурсам становятся основной причиной роста числа поставщиков сетевого оборудования и операторов связи, использующих публичное облако.

 

Миграция ключевых приложений OSS в публичное облако также перестала быть явлением на грани фантастики. Suntech готов к работе в публичном облаке. Уже в 2020 году компания успешно завершила несколько проектов внедрения на базе расширенных беспроводных услуг (AWS), включавших весь пакет SunVizion OSS: инвентаризацию физических и логических сетевых ресурсов и управление заказами на обслуживание.

 

– Технологическая эволюция публичного облака и развитие деятельности по расширению облачных вычислений являются ключевыми факторами, способствующими оцифровке телекоммуникационной экосистемы. Эксплуатационные изменения в производительности облака позволяют операторам ускорить конвергенцию услуг за счет продуманного объединения закрытых внутренних процессов. Эволюция услуг, т.е. стремление улучшить существующие бизнес-модели, также является ключевым мотивом развертывания публичных облачных технологий, – считает Дон Алуша, старший аналитик подразделения 5G Core & Edge Networks компании ABI Research.

 

В то время как услуги связи продолжают оставаться основной областью деятельности телеком-операторов, многие крупные поставщики услуг первого уровня, базирующиеся на публичном облаке, все больше диверсифицируются в сферу услуг информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). AT&T, Telefonica Tech, Verizon и Vodafone –лишь некоторые из операторов, использующих публичное облако для создания новой стоимости за пределами своих исторически сложившихся (потребительских) рынков. Кроме того, облачные платформы вскоре станут базой для новых коммерческих предприятий, в особенности в области корпоративных сетей 5G.

 

Работая с публичными облачными платформами, такие гиганты как Amazon, Google, Microsoft или Oracle, как правило, создают и контролируют однородную технологическую экосистему. С телеком-операторами дело обстоит иначе: они покупают решения у множества различных конкурирующих поставщиков, часто движущихся в разных технологических направлениях.

 

По данным ABI, новые среды «с повышенной облачностью» привели также к изменениям в порядке формирования стоимости телекоммуникационного бизнеса. Теперь операторы могут внедрять телеком-облако с применением мультивендорного подхода, в рамках которого разные поставщики сетевого оборудования отвечают за различные компоненты телекоммуникационных услуг. Создание соответствующей экосистемы позволяет операторам разорвать цепи зависимости от одного поставщика.

 

Телекоммуникационные операторы (например, AT&T и Telefónica), реализуя стратегию предложения различных видов услуг своим корпоративным клиентам, работают с целым рядом поставщиков облачных сервисов (Amazon Web Services, Microsoft Azure и Google Cloud и др.). Подобная организация сотрудничества требует лучшей координации между гибридными облаками. Microsoft Azure, Google Cloud Project и AWS основной упор делают на телеком-операторов, принимая во внимание, главным образом, «последнюю милю» сетей и соединения с дата-центрами, хотя в некоторых случаях операторы связи, такие как AT&T, продают услуги облачных провайдеров конечным клиентам.

 

Внедрения граничных вычислительных решений, таких как AWS Wavelength и Microsoft Azure Edge Zones, представляют для телеком-операторов особый интерес, позволяя поставлять услуги с низкой задержкой граничных вычислений.

 

– В целом, существует несколько структурных проблем и задач, характерных для современных телекоммуникационных операций. Во-первых, быстрые и ориентированные на облачные технологии сети 5G продолжают управляться с применением эксплуатационных процессов, истоки которых восходят к практике 80-х годов прошлого века. Вторая проблема связана с ведущими игроками рынка, применяющими передовые технологии с высокой производительностью и низкой себестоимостью. Третья, и не менее важная, заключается в том, что сегодняшние сети более комплексны (включают технологии 3G, 4G и 5G), а их эксплуатация и обслуживание становятся все более многокомпонентными. Такое разнообразие повышает вероятность человеческих ошибок, и именно эти проблемы операторы связи пытаются решить путем внедрения телекоммуникационного облака, подводит итог Дон Алуша.