Все мы слышали о сетевом эффекте – феномене, при котором ценность товара или услуги для единичного пользователя возрастает или падает в зависимости от числа других пользователей данной сети.

Что такое сетевой эффект?

Мы часто отмечаем, что факсы помогали в работе только в том случае, если у большинства или у всех наших партнеров также были факсимильные аппараты. И наоборот, сетевым эффектом можно объяснить спад популярности факсов. На сетевой эффект мы ссылаемся как при описании преимуществ глобальной телефонной сети, так и для объяснения резкого роста числа пользователей/абонентов по достижении определенного переломного момента в расширении абонентской базы. Чем большее количество пользователей присоединяется к сети, тем более полезной становится сеть, что, в свою очередь, привлекает новых пользователей. Иногда это явление описывается с помощью графика «хоккейной клюшки» .

Преимущества и угрозы сетевого эффекта

В эпоху Интернета сетевой эффект стал двигательной силой многих историй успеха. Взгляните на мировые компании с крупнейшей рыночной капитализацией – вы увидите, что многие из игроков IT-индустрии «поймали волну» сетевого эффекта, основным преимуществом которого является прирост ценности сети для всех пользователей с присоединением к ней каждого последующего пользователя.

Однако в позитивной ауре сетевого эффекта часто теряются его потенциальные и существенные подводные камни. Речь идет не только о снижении востребованности, как, например, в случае упомянутых выше факсимильных аппаратов и лавинообразного отказа от их использования (на многих ли столах или в офисах все еще можно встретить факс?).

Наше внимание направлено скорее на ситуации, когда сбои происходят в тесно связанных между собой сетях. В таких случаях сетевой эффект способен привести нас к полному краху. Примером тому могут служить катастрофические сбои в сети – они затрагивают нас всех, массово. Это уже не просто неполадки в отдельно взятых обособленных услугах. Один дефект программного обеспечения или одно каскадное сетевое событие может разрушить всю сеть или большую ее часть.

Безусловно, мы осознаем важность потенциальных проблем. Именно поэтому мы строим свои сети с учетом отказоустойчивости. Именно по этой причине для оценки телекоммуникационных сетей используются т.н. «пять девяток» (99,999% доступности, что соответствует 5 минутам и 15 секундам простоя в год) – при этом ожидается даже превышение данного показателя.

Время безотказной работы отчасти обусловлено высокой отказоустойчивостью проектирования конструкции как самой сети, так и связанных с ней систем. Однако работа сети никогда не бывает бесперебойной. Для всех аппаратных компонентов предусмотрена определенная частота отказов. В любом программном обеспечении имеют место ошибки и/или неполное тестовое покрытие (что подразумевает неожиданные или непредвиденные сценарии).

Как защититься от сбоев?

Выход из ситуации – надежные OSS/BSS. Мы – страховой полис. Мы нужны, когда выход сети из строя неизбежен. Мы – монитор, собирающий телеметрические данные о состоянии сети, о предоставляемых в ней услугах и проходящем по ней потоке данных. Мы – подразделение быстрого реагирования в чрезвычайных ситуациях, координатор мер по определению приоритетов и устранению неисправностей. Мы – инструментарий ретроспективного анализа, помогающий в понимании того, что именно произошло в событии сбоя или снижения активности, и обеспечивающий эффективные защитные меры в будущем.

Подумайте о нас также как об отделении скорой помощи, через которое зачастую в течение одного дня проходят миллионы пациентов. Каждое событие следует проанализировать в разрезе множества различных доменов современной сети, с учетом различных показателей. Рак, сердечный приступ, аутоиммунные заболевания, пандемия или просто случай безобидного насморка скрываются за симптомами каждого пациента?

И что еще важнее, мы – специалисты по отслеживанию контактов. Вызваны ли симптомы комплексом заболеваний отдельно взятого пациента или инфекцией, «подхваченной» от других больных? Приведенный пример отражает множество междоменных событий, ежедневно воздействующих на наши сети, зачастую в сложных структурных ситуациях, возможно, ранее не известных нашим инструментам.

Для проведения диагностики каждого события в масштабе и со скоростью, соответствующей комплексным, многоуровневым современным сетям, требуется исключительный профессионализм. Более того, необходима исключительная осведомленность о взаимосвязях и о сетевом эффекте, лежащем в основе таких сетей. Для проведения анализа основных причин неисправности (англ.: Root-Cause Analysis – RCA) или анализа событий ухудшения качества обслуживания (Customer/Service Impact Analysis – SIA) требуются знания о сетевых соединениях. Не только на физическом уровне, но и в разрезе множества логических соединений, из которых состоят наши сети – виртуальные частные сети (Virtual Private Networks – VPN), виртуальные каналы (Virtual Circuits – VC), конечные точки приложений, QoS, порты, группировки протоколов и прочее.

Выводы

Как было описано в нашей предыдущей статье, предварительно интегрированные инструменты SunVizion, такие как системы паспортизации сети, управления заказами услуг (SOM) and управления конфигурацией сети, дают нашим клиентам возможность отслеживания различных уровней сетевых взаимозависимостей. Эти инструменты управляют соединениями между доменами, физическими и логическими сетями, равно как и созданием ассоциаций «клиент/сервис». Остается задать лишь один вопрос – обеспечивает ли ваш страховой полис (OSS/BSS) адекватное покрытие?