Это статья о силе человеческой мысли и об огромных достижениях человечества. Хотя речь пойдет о разработках в области OSS, здесь с уверенностью можно провести параллель с освоением Космоса.

Все мы знаем «Аполлон-11» – космический корабль, впервые доставивший человека на поверхность Луны. Однако далеко не каждый помнит о том, что основы, подготовившие почву для успешной высадки на Луну, были заложены другим участником этого космического проекта – миссией «Аполлон-8».

 

«Аполлон-8» проложил ряд первых важных шагов, позволивших реализовать исторический полет «Аполлона-11», став не только первым пилотируемым кораблем, покинувшим низкую околоземную орбиту, но – что более важно – первым, совершившим орбитальный облет Луны.

 

Именно миссия «Аполлон-8» имела ключевое значение в испытаниях безотказности систем связи. Выйдя на лунную орбиту, командный модуль стал первым в истории развития космоса пилотируемым кораблем, траектория полета которого прошла над обратной стороной Луны.

 

Наибольшую сложность представляли два этапа миссии «Аполлона-8»: выход на окололунную орбиту (LOI, Lunar Orbit Insertion) и последующий вывод корабля с орбиты Луны на траекторию полета к Земле (TEI, Trans-Earth Injection), включая прокладку обратного пути космического модуля. В ходе LOI экипажу необходимо было запустить ускорители в точно определенный момент и на точно определенное время для замедления модуля настолько, чтобы корабль смог выйти на лунную орбиту. На этапе TEI требовался аналогичный запуск двигателей, но теперь уже для того, чтобы вырвать модуль с лунной орбиты и вывести его на путь домой. Оба эти маневра были выполнены в то время, когда корабль находился за Луной, не имея радиосвязи с Центром управления полетами в Хьюстоне.

 

В случае невозможности запуска ускорителей астронавты остались бы на лунной орбите. Слишком большое ускорение могло привести к падению модуля на поверхность Луны. Следствием слишком малого разгона стало бы отклонение корабля с намеченного курса и уход в космическое пространство. Все три сценария представляли огромную угрозу для жизни астронавтов.

 

На каждом из десяти совершенных «Аполлоном-8» орбитальных витков, во время пролета корабля над скрытой стороной Луны связь прерывалась, и Центру управления полетами оставалось лишь напряженно ждать возобновления передачи данных при следующем восстановлении связи. При выполнении перехода на траекторию полета к Земле телеметрия командного модуля была получена, а основной двигатель запущен в 89 часов 28 минут и 39 секунд полетного времени – в точном соответствии с расчетным местом и временем. Этот триумф инженерной мысли дал команде уверенность в том, что все действия, планируемые и совершенные по ту сторону Луны, станут залогом успешного возвращения домой космического корабля и находящегося на его борту экипажа.

 

Именно здесь можно провести параллель с инвентаризацией физических сетевых ресурсов (PNI, Physical Network Inventory). Физические компоненты сети, включая кабельные трассы, соединительные корпуса, коммутационные панели и пр., всегда находятся «по ту сторону Луны», не располагая средствами связи с «центром управления полетами» (т.е. с центрами сетевых операций – NOC, Network Operational Center). У этих пассивных устройств нет API, нет средств информирования об их текущем состоянии, производительности, возможности подключения и т.д.

 

У NOC нет возможности отслеживать то, что происходит в конкретных участках сети. А ведь именно здесь возникает множество потенциальных сбоев и неполадок. Часть из них может быть вызвана человеческим фактором или ненадлежащим планированием, причины других обусловлены случайностью, техническими авариями или вообще остаются неизвестными. Подобно Центру управления полетами в Хьюстоне, NOC находятся «вне зоны связи» с физической сетью. Они полностью зависят от предварительного планирования, осуществляемого разработчиками и системами, а также от действий «астронавтов»-техников, наблюдающих за происходящим в сети при выполнении выездных работ.

 

OSS представляют собой жизненно важный инструмент для успешной реализации «телекоммуникационных миссий». Это инструменты, позволяющие разработчикам проектировать, планировать и отслеживать построение физической сети. Это инструменты, помогающие выездному техническому персоналу проверять, сконфигурирована ли сеть в соответствии с планом или с отклонениями от него. Это инструменты, дающие центральным операционным службам представление о том, что «должно» происходить в сети в то время, пока ожидаются отчеты с удаленных от Центра точек.

 

OSS, а точнее, инструменты PNI, являются важнейшим механизмом, позволяющим планировщикам, операторам и техникам («астронавтам») поддерживать бесперебойный контакт и координировать действия, призванные обеспечить выполнение физической инфраструктурой ее основной задачи – предоставления сетевых услуг клиентам.

 

Взаимодействие с инструментами PNI помогает планировщикам, операторам и техникам избавиться от чувства тревожной непредсказуемости последствий, подобного тому, которое испытывали участники миссии «Аполлон-8». Мы не допускаем даже мысли о том, чтобы оставить астронавтов в космосе, без возможности вернуться на Землю – чего не скажешь о клиентах, которые могут остаться без обслуживания. И хотя в большинстве случаев последнее вызывает лишь затруднения и неудобство, в других – таких как критически важные каналы связи (аварийные службы, электронное здравоохранение, охранная сигнализация и даже такие услуги как управление светофорами) – речь зачастую идет о жизни и смерти.

 

Инструменты PNI должны предоставлять функционалы записи и просмотра данных, позволяющие персоналу обеспечивать доступность сети, а также диагностировать и устранять непредвиденные проблемы по мере их возникновения. Не следует забывать и о том, что инструменты PNI также должны обладать функциональностью, гарантирующей высокий уровень интегральности данных. За это отвечают как система PNI, так и построенные вокруг нее человеко-машинные процессы.

 

Инструменты OSS SunVizion разработаны на базе сквозных рабочих процессов для поддержания коммуникации и координации событий, влияющих на происходящее «по ту сторону Луны», в т.ч.:

  • Планирование сети – как гарантия согласованности (и автоматизации) проектов и сверок;
  • Управление развертыванием сети – для обеспечения надежности и повторяемости конструкций;
  • Конфигурация сети – для предоставления максимально актуальных данных о планах конфигурации сети: удаленной «видимости невидимого»;
  • и самое главное – сквозное управление конфигурацией сети и жизненным циклом активов посредством системы, предназначенной для Инвентаризации сети/сетевых ресурсов.

Можете ли вы положиться на свои OSS в обеспечении наблюдаемости «скрытой стороны Луны»? Если нет, свяжитесь с нами – и мы найдем оптимальный путь помощи вашему «Центру управления полетами».