Оживление вокруг 5G продолжается уже несколько лет. Учитывая объем инвестиций, направленных операторами связи на модернизацию своих сетей в соответствии с требованиями стандарта 5G, первый этап изменений оказался весьма успешным. В настоящее время, пройдя достаточно далекий путь к глобальному развертыванию сетей 5G, пришло время задуматься об оценке эффективности второй фазы этого процесса и задаться вопросом, можно ли ожидать значительной отдачи от первоначальных инвестиций в мобильную связь пятого поколения.

Первый этап, бесспорно, оказался продуктивным и прибыльным как для поставщиков решений 5G, так и для их установщиков. Однако существенное влияние на телекоммуникационную отрасль и ее вендоров на годы вперед окажет именно успех второго этапа, на котором операторы начнут получать прибыль от своих инвестиций. В том случае, если отдача придет нескоро, можно прогнозировать ограничение глобальных капиталовложений в телекоммуникационную отрасль.

 

Остановимся как на причинах, по которым вторая волна популярности 5G побудила телекомы к масштабным инвестициям в новую инфраструктуру, так и на положительных изменениях, ожидаемых операторами связи.

Массированная рекламная компания превратила 5G в настоящего спасителя телекоммуникационной отрасли. В волшебную палочку, которая позволит операторам вырваться из узких рамок роли простого поставщика услуг связи для потребительского рынка – роли упрощенной и все менее рентабельной.

 

Как пишет Дэвид Флауэр в свой статье в Forbes, стандарт 5G – это «шанс [для телекоммуникационных компаний] превратиться из простого поставщика услуг связи в творца решений и их движущую силу – благодаря переосмыслению как своей роли, так и значения партнерства с другими технологическими компаниями и сервисными предприятиями. Это потенциал, который может вырасти в рынок объемом в 249,2 млрд долларов».

Потенциал технологий 5G в создании новых решений и возможностей роста обещает стать платформой, с которой телекоммуникационные компании смогут предлагать множество новых услуг премиум-класса: от носимых устройств и автономных автомобилей до 3D-изображений для высокотехнологического здравоохранения, аварийно-спасательных служб и многого другого. Такие услуги охватывают практически все отраслевые вертикали.

 

К сожалению, для большей части предлагаемых 5G сервисов требуется продукция, услуги и опыт, традиционно отсутствующие в стандартной телекоммуникационной компании. У телеком-оператора, который не будет быстро развивать необходимые возможности, не останется другого выбора кроме сотрудничества с экспертами в соответствующих областях. Для тех операторов, которые будут готовы взять на себя ответственность за повышение качества услуг (не ограничиваясь лишь ролью поставщиков более быстрой связи с низкой задержкой в сетях 5G), первостепенное значение приобретает управление партнерской экосистемой.

 

В прошлом телекоммуникационные компании подтвердили свою способность эффективного взаимодействия с партнерами, позволяющего предоставлять дополнительные виды обслуживания. Однако теперь, чтобы извлечь реальную финансовую выгоду из своих инвестиции в 5G, операторам связи придется перевести управление взаимоотношениями с партнерами из «возможностей» в «сверхвозможность».

 

К счастью, у телекомов уже имеются инструменты, способные облегчить управление взаимодействием с партнерами. Речь идет о всесильных системах OSS/BSS. В настоящее время предстоит выяснить, окажется ли гибкость и мощность инструментов управления работы c партнерами и клиентами достаточной для того, чтобы обеспечить эффективную поддержку партнерских экосистем, находящихся на пике своего развития.

 

Принимая во внимание инвестиции, уже произведенные в модернизацию сетевой технологии, для обеспечения успешности второго этапа развития 5G потребуется соответствующее повышение уровня решений OSS/BSS, которые должны стать более умными, быстрыми и гибкими.

 

При этом для перехода от привычного партнерства к партнерству сверхэффективному нужна не только технологическая трансформация. Потребуются изменения, затрагивающие человека, процесс и культуру бизнеса. Условием успешности как отдельных поставщиков, так отрасли в целом станет необходимость преодоления синдрома неприятия чужой разработки (NIH-синдром, от англ. Not Invented Here), свойственного некоторым провайдерам.

 

Безусловно, в ряде случаев OSS и BSS могут быть ориентированы на внутренние процессы предприятия. Однако для того, чтобы технология 5G смогла оправдать огромные надежды, возложенные на нее телекоммуникационной отраслью, системам операционной поддержки бизнеса необходимо обратиться вовне – как к абонентам и их потребностям, так и к потенциальным партнерам и возможности общими силами обеспечивать удовлетворение потребностей клиентов.

 

Можно даже утверждать, что в настоящее время необходим кардинально новый подход к моделям организации работы с поставщиками, партнерами и снабжением. Традиционные модели поставок, в которых предпочтение отдается дуополиям (двум-трем основным поставщикам сетей и систем), слишком узконаправленны, чтобы способствовать созданию экосистемы партнеров и поставщиков, необходимой для реализации огромных перспектив мобильной связи пятого поколения.