Генеративные модели искусственного интеллекта (ИИ), такие как ChatGPT, за последний год привлекли внимание всего мира. В ответ на это появилось множество приложений генеративного ИИ практически во всех отраслях экономики. Телекоммуникационный сектор, являющийся технологическим лидером, в частности, в области систем поддержки операций (OSS) и систем поддержки бизнеса (BSS), не стал исключением.
Данная статья открывает серию из двух публикаций, посвященных различным видам искусственного интеллекта, применимым в компаниях операторов связи, а также некоторым потенциальным моделям его внедрения. В первой части мы поговорим об огромных возможностях генеративного искусственного интеллекта и его преобразующем влиянии на OSS/BSS. Вторая статья будет посвящена дискриминативным моделям ИИ.
Генеративные модели искусственного интеллекта: революция систем OSS/BSS в телекоммуникациях
Целью генеративных моделей (таких как ChatGTP) является глубинный анализ основ распределения данных и сценариев в больших массивах данных. Генеративные модели именно это и делают. Они анализируют и выявляют закономерности и взаимосвязи в наборе данных, после чего генерируют новые образцы, подобные исходным данным, ставшим базой для анализа. Такие модели ИИ способны быстро генерировать вполне убедительный текст и другие формы информации на основе того, что они «узнали» из исходных данных. Учитывая огромные объемы сведений, ежедневно собираемых и создаваемых телекоммуникационными компаниями, в распоряжении операторов связи имеются огромные объемы данных, на которых могут обучаться генеративные модели ИИ.
Раскрытие возможностей генеративного ИИ: восемь примеров использования искусственного интеллекта в телекоммуникациях
Ниже приведены примеры использования искусственного интеллекта в OSS/BSS и телекоммуникациях:
- Создание документов. Генеративные модели могут помочь специалистам, работающим с инструментами OSS и BSS, в формировании документации различного типа, от эскиза проекта сети или архитектуры до сводных записей, создаваемых на основании ранее выполненного объема работ по устранению неисправностей.
- Проектирование топологии сети. Понимание глубинных взаимосвязей между различными элементами сети, как новыми, так и уже существующими, позволяет генеративным моделям предлагать оптимальный дизайн, схемы размещения активов и соединений.
- Моделирование сетевого трафика и тестовые данные. Генеративные модели позволяют создавать реалистичные имитации сетевых данных. Такие схемы могут использоваться в различных целях, включая планирование сети, моделирование обучения, помощь в оптимизации пропускной способности и повышении производительности или генерирование синтетических данных для поддержки сценариев ручного и регрессионного тестирования.
- Симуляция моделей поведения клиентов. Генеративные алгоритмы позволяют создавать профили клиентов и моделировать реалистичные шаблоны использования таких профилей. Эти данные могут применяться в различных областях деятельности, включая тестирование, оптимизацию сети или сервиса и даже реализацию индивидуализированных маркетинговых стратегий.
- Анализ альтернатив. Формируя синтетические данные о сетях, услугах, трафике и поведении клиентов, как уже говорилось выше, генеративные модели ИИ могут использоваться для анализа различных гипотез, конфигураций или сценариев, помогающих оптимизировать работу сети.
- Поисковый анализ данных журнала событий. Журнальные данные, способные стать обширным источником информации, часто используются недостаточно из-за сложностей, связанных с обработкой неструктурированных данных (т.е. текстового формата журналов). Генеративные модели способны реализовать продвинутые методы аналитической обработки, позволяющие исследовать взаимосвязи и закономерности в журнальных данных и выявлять ключевые аспекты, открывающие пути к повышению операционной эффективности.
- Техническая поддержка клиентов. Генеративный ИИ способен формировать динамическую обратную связь и средства технической поддержки, адаптируясь к запросам клиентов в режиме реального времени. Сбор и накопление данных о клиенте в режиме, максимально приближенном к реальному времени, может обеспечить более персонализированный эксплуатационный опыт.
- Персонализированное пакетирование услуг. Эффективный анализ разнообразных потребностей клиентов позволяет генеративным моделям искусственного интеллекта создавать тщательно выверенные комбинации сервисных пакетов, соответствующие специфическим требованиям и предпочтениям абонентов.
От ChatGPT к сетевым симуляциям: влияние генеративного ИИ на модернизацию телекоммуникаций
Методы генеративного ИИ революционизируют телекоммуникационные компании в ряде ключевых аспектов их деятельности:
- Эффективность. Все перечисленные выше сферы деятельности операторов связи в прошлом требовали больших временных затрат на подготовку, зачастую связанную с обработкой данных вручную. Генеративные модели способны не только создавать достижимые сценарии использования, но и выполнять их более продуманно и дифференцированно.
- Качество аналитических выводов. Более продуманные и специфичные сценарии использования позволяют генеративным моделям ИИ глубже понимать модели поведения клиентов, сетевые сценарии, взаимосвязи данных и т.п., что позволяет реализовать более активные и точные реакции и стратегии действий.
- Инновационность и творчество. Генеративные модели искусственного интеллекта открывают перед операторами качественно новые перспективы в области разработки продуктов, пользовательских интерфейсов, тестирования, автоматизации, оптимизации и усовершенствований.
- Использование дополняющих дискриминативных моделей. В некоторых приложениях генеративные модели могут работать в паре с дискриминативными, повышая общую производительность и потенциал систем OSS/BSS, о чем мы подробнее расскажем в следующей статье.
Трансформация телекоммуникаций с помощью генеративного ИИ
Генеративный искусственный интеллект способен революционизировать телекоммуникационную отрасль, особенно если речь идет о системах OSS/BSS. В этой области операторам предоставляются обширные и преобразующие возможности – от моделирования трафика до повышения вовлеченности клиентов. Следите за нашими публикациями и обязательно ознакомьтесь со второй частью этого выпуска, в которой мы рассмотрим потенциал дискриминативного ИИ и возможности его применения в телекоммуникационной отрасли.