Клиенты телекоммуникационных компаний ожидают от своих поставщиков связи бесперебойных сетевых соединений. Следовательно, решать сложнейшую задачу поддержания пиковой производительности сетевой инфраструктуры операторам приходится без перерывов и выходных. Подобный подход предполагает управление сложным набором физических, логических и виртуальных ресурсов, используемых современными сетями, при одновременной адаптации к постоянно меняющемуся контингенту клиентов и набору услуг.

Системы управления сетью (NMS, Network Management Systems) и системы оперативной поддержки (OSS, Operational Support Systems) отвечают за слияние сетевых функций в единое, согласованное решение, обеспечивающее сквозную видимость и контролируемость работы сети. Однако, несмотря на продолжающееся развитие управляемых сетей, при разработке и внедрении OSS все так же необходимо оглядываться в прошлое

Взаимодействие с EMS и принцип пирамиды

При взаимодействии с системами управления сетевыми элементами (EMS, Network Element Management Systems) нам часто приходится обращаться к принципам пирамиды сети управления телекоммуникациями (TMN, Telecommunications Management Network) и к модели FCAPS. Проектирование систем EMS нередко продолжает осуществляться с использованием для обмена данными с системами OSS/NMS рамок, подобных модели FCAPS.

 

Приведенная ниже схема, выходящая за рамки наборов стандартных материалов, дает комплексное представление о моделях TMN (фронт пирамиды) и FCAPS (боковая грань).

Источник: https://www.researchgate.net/figure/TMN-Reference-Model-Refined-with-FCAPS-8_fig2_271376027

 

Пирамида TMN

Модель TMN описана в Рекомендациях M.3010 Сектора стандартизации электросвязи Международного союза электросвязи (ITU-T, International Telecommunication Union – Telecommunication sector), впервые опубликованной в 1992 году. В понимании рекомендации M.3010 логическая многоуровневая архитектура (Logical Layered Architecture, LLA) представляет собой концепцию, предназначенную для выделения следующих функций и целей администрирования:

  • Бизнес-управление (Business Management Layer, BML). Это верхний уровень пирамиды, отвечающий за общую бизнес-стратегию, планирование и мониторинг работы телекоммуникационной сети.
  • Управление услугами (Service Management Layer, SML). Следующий уровень отвечает за администрирование услугами, предоставляемыми клиентам, включая конфигурирование, активацию и обеспечение качества услуг.
  • Управление сетью (Network Management Layer, NML). Средний уровень пирамиды сфокусирован на управлении сетью в целом, включая оптимизацию сетевых ресурсов и координацию сетевых операций.
  • Управление элементами (Element Management Layer, EML). Этот уровень отвечает за комплексное управление отдельными сетевыми элементами, т.е. составляющими сеть устройствами и системами, такими как маршрутизаторы, коммутаторы и серверы, а также их взаимосвязями.
  • Сетевые элементы (Network Element, NE). Нижний уровень пирамиды представляет собой собственно физические и логические устройства и системы, из которых выстроена сеть оператора связи.

Данные уровни управления, часто называемые «Пирамидой TMN», представлены на фронтальной грани приведенной выше схемы. Решения OSS и BSS, поставляемые операторам связи, функционируют, в основном, на уровнях управления бизнесом и услугами, однако также включают ряд элементов управления сетью.

Модель FCAPS

Модель FCAPS, описывающая основные функции управления элементами сети (Fault - неисправности, Configuration – конфигурация, Accounting – учёт, Performance – производительность, Security – безопасность) – это еще одна модель управления, разработанная Международным союзом электросвязи, на этот раз в серии Рекомендаций M.3400, разработанных в 1990-х годах. И хотя в настоящее время модель FCAPS редко рассматривается при проектировании OSS или BSS, она часто используется разработчиками EMS для управления сетевыми доменами, особенно при обмене информацией с OSS/BSS через их северные интерфейсы (northbound interface, NBI). Модель FCAPS включает следующие функции управления:

  • Управление неисправностями (Fault Management). Проактивный мониторинг производительности сети позволяет немедленно обнаруживать и устранять сетевые ошибки, сводя к минимуму периоды простоя и перебои в обслуживании.
  • Управление конфигурацией (Configuration Management). Централизованный контроль конфигурации и инвентаризации сети помогает в эффективном управлении и оптимизации сетевых ресурсов, способствуя повышению общей производительности сети.
  • Управление бухгалтерской документацией (Accounting Management). Точность в регистрации и выставлении счетов за использование услуг гарантирует правильное начисление абонентской платы, способствуя обеспечению стабильности доходов операторов.
  • Управление производительностью (Performance Management). Мониторинг производительности в режиме реального времени позволяет операторам контролировать и поддерживать высокий уровень доступности и надежности сети, тем самым повышая общие показатели удовлетворенности клиентов.
  • Управление безопасностью (Security Management). Данная функция позволяет сохранять целостность сети, защищать ее от посягательств киберпреступников, обеспечивая защиту и конфиденциальность данных.

Современное управление сетями

TMN и FCAPS были разработаны в эпоху, когда физические и логические ресурсы присутствовали, но в них, определенно, не учитывались виртуализация сетей и конвергенция современных ИТ-подходов с телекоммуникационными сетями. Однако интегрированные OSS и NMS, выстроенные с учетом принципов пирамиды TMN и модели FCAPS, по-прежнему предоставляют операторам унифицированную комплексную картину сетевых операций. Подобные системы используют модульные концепции для разделения сфер ответственности, упрощения сложности, упорядочения процессов и получения ценной аналитической информации, что позволяет операторам связи эффективно управлять ресурсами, поддерживать производительность сети и предоставлять клиентам высококачественные и высоконадежные услуги.

 

По мере продвижения в будущее, в котором доминирует виртуализация сетей, включая 5G, IoT и другие инновационные технологии, тщательно разделенные, но интегрированные системы управления сетями приобретают принципиально важное значение.

 

Неизменно признавая преобразующий характер современных сетей и подходов в ИТ-индустрии, мы не перестаем утверждать, что решения SunVizion, так же как и во времена FCAPS и TMN, призваны помочь операторам связи ориентироваться в хитросплетениях управления сетями, в повышении операционной эффективности и качества обслуживания. Продолжая видеть отголоски прошлого в данных и интерфейсах, с которыми нам приходится иметь дело, мы сохраняем свою приверженность идее формирования энергии будущего в секторе телекоммуникаций.